Блог

4 элемента успеха книжки

У меня есть своя модель успеха книги. По-моему, успех это когда книга: хорошо продаётся, долго читается (не один курортный сезон, а годы и поколения) и глубоко переживается аудиторией.

Глубоко переживается — это как книжки Пелевина. О них спорят, цитаты из них приводят в кухонных разговорах и т.д. Вы поняли.

Чтобы книжка была успешной, зашла, должен присутствовать хотя бы один из элементов:

  1. Ярко выраженный авторский стиль.
  2. Мастерски сконструированный сюжет.
  3. Идейная глубина.
  4. Сильная личность автора.

Или так: язык, история, идея и автор. Лучше если все четыре элемента на месте.

Для примера пропущу через эту матрицу «Теллурию» Владимира Сорокина.

  1. Без комментариев, топ.
  2. Новаторское сюжетное построение: 50 глав, герои которых не пересекаются — и всё это интересно читать.
  3. Без комментариев. По-моему, глубже о России и Европе последних 10–20 лет никто не написал. Может, просто я не читал.
  4. Сорокин, конечно, не Лимонов. Но он икона московского андеграунда. Элемент засчитан.

Итого, 4 из 4.

Тут ещё такой момент. Все эти баллы выставляются субъективно и подсознательно. И, как это часто бывает с субъективным и подсознательным, на оценку влияет коллективное и стереотипное.

Допустим, Хэмингуэй, в глазах общества — сильная личность. Был ли он сильным на самом деле — хз, у ряда исследователей есть сомнения. Но тут это не важно. У Хэма образ пожившего и повидавшего мужика, этот образ — магнит для успеха его книг.

Ещё одно следствие: не у всех успешных книг мастерский сюжет. Бывает, автор выдаёт такую глубину и стиль, что сюжет как бы лишний. «Дороге» Кормака Маккарти не нужны хитрые сюжетные хуки. Яркая маркетинговая история за плечами автора тоже не обязательна, хотя у Маккарти она, конечно, есть.

Сараев
Книги