Страдание, смерть и воскрешение

Символический сюжет инициации шамана.
Существует неисчеслимое множество обрядов инициации у шаманов и колдунов разных плёмен. Если инициацию рассматривать в широком смысле — не как обряд, а как процесс от обнаружения шаманских способностей до момента, когда шаман вступает в свои права и признаётся племенем — в инициации можно выделить два больших сюжета.

Два сюжета: прагматический и символический

С первым всё понятно — это проверка. В ходе инициации проверяются знания и умения шамана. Назовём этот сюжет прагматическим.

Знает ли духов и божеств, правильно ли обходится с растениями, умеет ли распоряжаться помощниками, камлать, входить в шаманский транс, целительствовать, путешествовать. Действительно ли претендент обладает даром. Развил ли претендент свой дар до конкретных практических умений, которые помогут ему или ей служить племени, социуму.

Что касается второго сюжета, то прагматика в нём отсутствует. Это символический сюжет. Сюжет перерождения.

Он включает три стадии: страдание, смерть и воскрешение.

Стадия 1. Страдание

Например, у сибирских народов распространено поверие о том, что будущих шаманов преследует шаманская болезнь. Через болезнь проявляются признаки шаманского дара. Зачастую для западного человека эта болезнь выглядит как психическое заболевание.
Во время отсутствия души будущие шаманы и заболевали «шаманской болезнью». Это случалось в разном возрасте: у «больших» шаманов рано — от 3 до 5 лет, у слабых позднее — от 12 до 18 лет. Таким образом, болезнь будущего шамана есть признак того, что его душа взята на обучение духами.

В.Н. Басилов. «Избранники духов»

Немало написано о том, почему шаманская болезнь, на самом деле, не болезнь. И тем более, не сумасшествие.

Если кратко, то потому что при действительном обладании шаманским даром и навыками это «сумасшествие» контролируется. Не болезнь владеет человеком, но человек распоряжается болезнью в практических целях — своих и своего племени.

Стадия 2. Смерть

Исходом шаманской болезни является переживание своей смерти. Как правило, в ужасной, мучительной форме. Будущий шаман умирает для прежнего мира и для прежней роли в социуме.

Часто смерть связана с расчленением, разрыванием на части тела будущего шамана.

Что такое „кромсание тела” или „пересотворение” шамана? Это страшная, но необходимая операция, которую, считалось, духи проделывали с шаманом. Духи отрезали ему голову, клали её на полку или насаживали на длинный шест. Отделенная от туловища голова не теряла способности видеть и слышать, и шаман не без интереса наблюдал за дальнейшим ходом событий. Он видел, что духи разрубали тело на мельчайшие кусочки, складывали их в три отдельные кучки, затем брали кусочки в рот и выплевывали их по сторонам. Кусочки тела из первой кучи предназначались духам „верхнего мира, из второй духам земли, из третьей духам „Нижнего” мира. Каждому духу полагался свой кусок; чтобы не было ошибки, духа называли по имени.
Считалось, что духи съедают доставшийся им кусочек шаманского мяса. Затем все кусочки каким-то образом оказывались снова в кучках, духи склеивали их слюной, тело принимало прежний вид, шаману приставляли голову, и он оживал. Для чего это делалось? Для пользы шамана: дух, отведавший его плоти, давал шаману право излечивать насылаемые им болезни. Иначе говоря, шаман, по словам якутов, „может побороть только тех бесов,
которые покушали его мяса”.

В.Н. Басилов. «Избранники духов»

Стадия 3. Воскрешение

Результат страданий и расчленения — воскрешение. Духи заново пересобирают тело и личность шамана. В ходе пересборки шаман наделяется новыми качествами и способностями: слышать растения, видеть прошлое или будущее, лечить болезни, совершать магические путешествия.
Шаман переходит на новый уровень — к новым задачам к своей и новой судьбе.

Любопытно, что духи могут принимать совершенно разные обличия. Это могут быть звери, птицы, представители каких-то профессий или ремёсел, растения. Обличие, в первую очередь, обусловлено культурой, которую впитал шаман. Например, в видениях-переживаниях нганасанского шамана Дюхаде, с которым в 30-е годы XX века беседовал этнограф А.А. Попов, дух имел облик кузнеца:

…Когда все мои кости оказались отделёнными от мяса, кузнец сказал мне: «Весь твой костный мозг стал рекою», и я действительно увидел внутри помещения реку, по ней плыли мои кости. «Смотри, как твои кости уплывают», сказал кузнец и стал их щипцами доставать из воды. Когда все кости были вытащены на берег, кузнец сложил их вместе и они покрылись мясом, и моё тело получило прежний вид. Оставалась отдельно только голова. Она представляла собой голый череп… Кузнец покрыл мой череп мясом и приставил к туловищу. Я принял свой прежний человеческий образ».
Перед тем, как отпустить Дюхаде, кузнец вынул у него глаза и вставил другие. Своим железным пальцем он просверлил шаману уши, приговаривая: «Ты будешь понимать слышать разговоры растений»…

Но на этом болезнь не закончилась, потому что шаману не было возвращено его сердце…

«На седьмом году от начала моей болезни, — рассказывал Дюхаде, — я поехал на оленях, сам не зная куда и зачем. И вот наяву, не во сне, встретился со мной человек и вложил мне через рот когда-то вырезанное сердце. Вот поэтому, должно быть, из-за того, что моё сердце варилось, закаливалось в течение нескольких лет, я могу долго распевать шаманские заклинания, не испытывая никакой усталости».

В.Н. Басилов. «Избранники духов»

Что общего между шаманизмом, язычеством и мировыми религиями

Поразительно, как сюжет инициации шамана перекликается с представлениями о воскрешении в мировых религиях. Символически шаман проделывает тот же путь, что и Иисус Христос.

Разумеется, сюжет страдания, смерти и воскрешения характерен не только для христианства. Например, в тантрическом буддизме есть практики переживания собственной смерти и даже расчленения тела, разумеется, символического. Практика буддизма ваджраяны под названием «чод» подразумевает визуализацию преподношения своего тела йидамам (умозрительным формам, символизирующим учителей, духов и божеств).

В языческих системах, осколком которых очевидно является шаманизм, страдание, смерть и воскрешение — традиционный сюжет, один из самых распространённых в любой мифологии. Иван Царевич путешествует в мир мёртвых на сером волке и возвращается обратно в мир живых. Или, например, купание в трёх водах из русских сказок. Это обряд инициации, связанный с испытанием, умиранием и воскрешением.

К чему это я.

Сюжет страданий, смерти и воскрешения универсален. Поразительно, что он в общих чертах един для мировых религий, шаманизма и языческих духовных систем. Значит, общий смысл, заключённый в этой триаде, выходит за рамки учений, систем мировоззрения, даже эпох.

В триаде есть что-то общечеловеческое. Она говорит нечто важное о том, кто мы есть как вид — биологический и духовный. И какие этапы проходим на пути — не биологическом, но духовном.

Сюжет инициации шамана — сюжет смерти для обыденного мира и перерождения в мире сакральном, трансцендентном.

Универсальный сюжет духовного перерождения.

Сараев
«‎Говорит бессознательное»
Телеграм-канал о творческой и небогемной жизни писателя. Говорю про большие идеи (чужие) и скромные озарения (свои).