Принцип экономии текста

У экономики и литературы есть кое-что общее — этот базовый принцип.
Замечали, что писать просто намного сложнее, чем писать сложно? Это потому что надо упрощать, вносить ясность в уже записанный поток сознания, проделывать дополнительную работу. И не факт, что после неё текст станет яснее и лучше.

Тут нужны набитая рука и постоянные тренировки, цель которых — отработать один важный принцип — экономность текста. Одно из определений экономики таково: это наука о полезном использовании ограниченных ресурсов. Чем экономнее тратишь ресурсы, тем лучше результат. Тем больше пользы, выгоды и эффекта.

Так же и в тексте. Но самый драгоценный ресурс это не время писателя, как может показаться, а время и внимание читателя. Именно его надо экономить, вкладывая в удельную единицу нужное количество смысла, эмоций и стиля.

Сумеешь передать мысль в одном абзаце вместо пяти — твой текст лучше, чем прежний, в пять абзацев. Сумеешь в одном диалоге передать конфликт героев — нет смысла размазывать объяснялово на десятки страниц.


Впечатления, вкус, эффект от текста надо приумножать, а время и внимание читателя — экономить.

Экономность не означает бедности и сухости. Наоборот. Чтобы текст был экономным, надо задействовать весь потенциал языка, все его ресурсы. Например, вместо серии травянистых прилагательных использовать метафоры. Вместо длинного описания давать два-три самых ярких мазка. В большинстве случаев этого достаточно, чтобы в голове читателя сложился живой образ.

Важно помнить, что внимание читателя требует не только фактов, но и простора для воображения. Неэкономный тест этого простора не даёт, он съедает внимание и засоряет пространство.

Текст не станет богаче, если выполаскивать в него всё, что есть в голове. Богатый текст — это когда слов минимум, а смысла максимум. Когда сказано не много, а пережито и понято много.
«‎Говорит бессознательное»
Телеграм-канал о творческой и небогемной жизни писателя. Говорю про большие идеи (чужие) и скромные озарения (свои).