Писательство и шаманство

Что между ними общего?

Мирча Элиаде, крупнейший исследователь шаманизма, определяет его через вхождение в экстаз. Контролируемое вхождение в изменённое состояние сознания — главный критерий, по которому шамана можно отделить от мага, колдуна, волхва, лекаря, жреца и так далее.

Экстатическое путешествие — квинтэссенция шаманства. У этого путешествия могут быть разные цели: лечение болезней, поиск предметов и существ, поиск силы, познание.

Писательство — это ежедневное экстатическое путешествие. Контролируемое вхождение в изменённое состояние сознания. Используя активное воображение, писатель в этом состоянии проживает миры. Не столько придумывает, сколько именно проживает.
Мирча Элиаде, философ и религиовед, один из известнейших исследователей шаманизма,
автор книги «Шаманизм и архаические техники экстаза»
Постоянно замечаю, как, работая, погружаюсь в странное состояние наподобие сновидения. Из этого сновидения, имея некоторую сноровку, можно вынести образы, идеи, куски сюжета, метафоры, готовые фразы — ценный материал, которого до этого не было в моей голове. Его там просто не могло быть. И несмотря на то, что я достал его оттуда, этот материал мне не очень-то и принадлежит.

Писательская рутина состоит из таких ежедневных погружений. Сел, нырнул в текст, побыл в нём час-два, вынырнул. Потом ещё и ещё. Результаты погружений складываются в готовые посты, статьи, рассказы и романы. Каждый заход тем качественнее, чем лучше ты абстрагируешься, чем глубже ныряешь в сновидение своего будущего текста. Тот же критерий, я полагаю, и у шамана.

В каком-то смысле, писательство — частный случай шаманства. Быть может, слово и нарратив были дарованы шаману духами в результате одного из экстатических путешествий.

Думаю, так же дело обстоит и с любой творческой активностью: танцем, рисованием, исполнением или сочинением музыки. Мы многое почерпнули из шаманизма.

Кстати, литература близка шаманству не только процессом, но и результатами.

Задача шамана, насколько я понимаю её, сводится к тому, чтобы надлежащим образом поработать со вниманием человека. Шаман делает все эти чудесные и дикие действия вроде сжигания растений, обтирания странными предметами, танцев и воспроизведения устрашающих звуков, в основном, для того, чтобы отвлечь своего посетителя от ординарного образа мыслей, вывести из обычного состояния сознания и внушить ощущение, что происходит нечто магическое и запредельное. Отчасти именно это и происходит, но отчасти действия шамана всегда лишь театр, цель которого поменять восприятие.

Не могу дальше углубляться в технику шаманской работы, потому что её не упаковать в столь малый текст. Скажу только, что шаманский театр даёт человеку ощущение чудесного, и в этом состоянии человек поддаётся символическому исцелению, у которого, действительно, может быть некоторая связь с реальным исцелением. Проще всего сравнить это с действием плацебо, когда человек может исцеляться от одного только ощущения, что принял лекарство.

Вернусь к писательству. Рассказ или роман имеют целью ввести читателя в определённое необычное состояние сознания. Вырвать из обыденной жизни и ввести в игровую реальность произведения. Писатель тем искуснее, чем незаметнее и чем глубже он погружает читателя в реальность текста. Внутри этой символической реальности могут быть задеты глубокие пласты психики и интимные переживания. Что-то глубоко внутри человека может сдвинуться с мёртвой точки или, наоборот, встать на место.

Текст может вызвать вполне магический эффект. Не секрет, что некоторые тексты исцеляют, а после некоторых мы уже никогда не станем такими, как прежде.

«‎Говорит бессознательное»
Телеграм-канал о творческой и небогемной жизни писателя. Говорю про большие идеи (чужие) и скромные озарения (свои).