Почему одни сюжеты интересные, а другие нет

Теория явной перемены
Почему одни фильмы интересно смотреть, а другие нет? Одни книги интересно читать, другие нет. У меня есть теория, которая отвечает на этот вопрос.

Для начала вопрос сведу к более общему: почему одни сюжеты интересные, а другие нет? За интерес в истории больше всего отвечает сюжет.

Так вот интересно наблюдать — в книге или на экране — только за тем, что явно меняется.

Помните, в школе чертили графики функций? Обычно эти графики бесконечные, но мы-то рисовали только их часть — конкретную, ту, где поведение графика явно меняется. Шёл вниз — повернул вверх. Или шёл вниз, не торопясь, а потом резко рухнул. Или длился-длился, а потом обрыв. И так далее.

Почему так? Потому что нам не интересно, как именно график плавно уходит в бесконечность. Нам интересны только перемены.

То же и в сюжете истории. Если герой идёт по улице, допустим, несчастный, и допустим, 20 минут ничего не происходит — нас отсутствие перемен начнёт поначалу усыплять, но очень скоро просто бесить. Смотреть или читать не будет смысла.

Заставьте героя запинаться, сбиваться с пути и встречать случайных прохожих и… ничего не изменится, если все эти события не будут явно менять его состояния. Эмоционального, физического, юридического или какого-то другого важного для этой истории.

Но как только герой встретит, скажем, девушку и, допустим, влюбится в неё — его состояние изменится явно и кардинально, — тут же появится интерес. Но и он не продержится долго. Нужна будет очередная — явная — перемена.

В целом любого автора интересуют как раз те моменты в жизни героев, где у них происходят явные и ощутимые перемены. Взаиморазвитие этих перемен и составляет историю. Если не будет перемен, любая история превратится в скучный поток линейных событий.

Можно подумать, что правило явной перемены — хитрая уловка писателей, драматургов и сценаристов. Но я думаю, это не уловка, а часть более общего закона.

Так устроена природа человеческого внимания. Так функционирует сама жизнь. Мы замечаем что-либо тогда, когда вокруг от этого чего-либо происходят явные перемены.

Перемены в окружающем мире могут быть жизненно важными (банально: в поле зрение появился дикий зверь), поэтому нам надо как-то на них реагировать. То, что досконально знакомо и предсказуемо, не вызывает в нас интереса. А значит, следить и реагировать не нужно. А значит, не надо тратить один из наших самых драгоценных ресурсов — внимание.

Мы готовы тратить внимание только на значимые для нас, явные перемены. Уточняю про явные, потому что значимые не всегда являются явными. На этом основан эффект чёрных лебедей, когда ничто не предвещает драматичных перемен, а они случаются.

Итого: история интересна тогда, когда в ней происходят явные, значимые перемены. Интересная история из них состоит.