Интерактивные истории: почему это не круто, когда ты сам выбираешь концовку

Почему я не хочу, чтобы Лев Толстой мне угождал
Несколько лет назад мне предложили поучаствовать в проекте. Это было приложение с историями, где юзер сам выбирает ход сюжета и концовки историй.

Тогда это звучало круто, как будто будущее уже наступило. Только представьте: вы сами выбираете, чем закончится рассказ и что будут делать ваши любимые герои.
Подумав, я отказался.

Во-первых, это бы отняло много времени. Вместо одного рассказа надо было бы написать пять. А может, двадцать, если в истории пара-тройка развилок.

Но главная причина в другом. Человек, который берёт в руки книгу или приложение, хочет погрузиться в мир, который автор создал для читателя с героями, которых автор сотворил из своих собственных, авторских фантазий и наблюдений. С конфликтами, ценностями, потенциальными выводами, которые автор в эту историю заложил.

Автор, а не читатель.

Покупая стул, вы хотите на нём сидеть, а не собирать. Заказывая бургер, вы хотите его съесть, а не приготовить. Этим формат истории, рассказа полярно отличается от формата текстовой игры, любой игры.

Это только кажется, что читателю интересно принять участие в сотворчестве. На самом деле, почти всегда нет. Мы приходим в книги за другим, не за собственным выбором. Сотворчество состоит в своей, читательской трактовке истории, но не в её создании.

Тут я сужу как читатель, а не как писатель. Я не хочу выбирать, оставить ли в живых Анну Каренину. Не хочу, чтобы Лев Толстой угождал мне и подстраивал свой текст под мои пожелания. Я хочу знать «настоящую» судьбу Карениной — ту, которую предопределил автор.
«‎Говорит бессознательное»
Телеграм-канал о творческой и небогемной жизни писателя. Говорю про большие идеи (чужие) и скромные озарения (свои).