Что такое бардо

6 видов бардо в буддизме, которые мы проживаем в течение своей жизни (и смерти).
С точки зрения буддистов, жизнь представляет собой не что иное как неостановимую цепь переходных состояний. Они движутся по кругу и без конца перетекают одно в другое.

«‎Говорит бессознательное» — канал о творческой и небогемной жизни писателя.
Такое представление выходит далеко за пределы классического для западного человека понимания жизни. Обычно мы воспринимаем её как процесс от рождения до смерти, до и после которых нас ждёт неизвестно что.

Бардо — это тибетское слово, обозначающее такие переходные состояния. Оно дословно переводится с тибетского как «между двумя» или «промежуток».

Буддисты ваджраяны (или учения алмазной колесницы, одного из 3 крупнейших течений в истории буддизма) выделяют 6 видов бардо:

  • бардо созревания (бардо плода);
  • бардо этой жизни;
  • бардо сна;
  • бардо умирания;
  • бардо подлинной природы;
  • бардо становления.
Что такое бардо
6 видов переходных состояний (бардо)

Виды бардо

Бардо созревания — период от момента зачатия эмбриона до рождения. Как отец двоих детей не перестаю удивляться, почему мы такое большое значение придаём акту рождения. Ведь жизнь человека очевидно начинается не с рождения. С любой, даже самой прагматичной, атеистической точки зрения, она начинается с зачатия.

Бардо этой жизни — период от рождения до смерти. Собственно, то, что мы привыкли называть жизнью.

Бардо сна — период сна. Интересно, что сон буддисты представляют как самостоятельное переходное состояние, отдельное от бардо жизни. По сути, как отдельную жизнь, которую мы проживаем каждый раз, когда спим.

Бардо умирания — переходное состояние в момент смерти. Оно длится не один момент, а скорее, представляет собой период от заболевания смертельной болезнью до её финального этапа, агонии. В это время человек теряет контроль над своим телом, душой и органами чувств.

Бардо подлинной природы — период, в ходе которого индивидуальное сознание растворяется в пустоте, или в своей изначальной природе. Это завершающий этап умирания. Проходя его, опытный буддийский практик может достичь просветления и избежать следующих перерождений. Если же человек не практиковал дхарму (то есть, учение), то его ум погружается в полную бессознательность, транс, который может продолжаться 3,5 дня вплоть до перехода на следующий этап.

...индивидуальное сознание растворяется в пустоте в три этапа:

Во-первых, белая, мужская капля энергии опускается к сердцу от макушки головы. Умирающий переживает белый свет, подобный лунному. В это время прекращаются тридцать три формы желания и привязанности.

Во-вторых, красная, женская капля энергии поднимается к сердцу от тайного места. Умирающий чувствует красное сияние и одновременно перестают существовать сорок форм гнева и неприязни.

Пока движутся эти две капли, человек, чья практика была хорошей, может освободиться в блаженстве и пустоте.

В-третьих, когда капли встречаются и сливаются в сердечном центре, ум обычно проваливается в полную бессознательность, в черноту, и это состояние длится три с половиной дня.

Бардо становления — то, что христиане назвали бы «мытарствами души». Это период, в ходе которого человек — или ум, душа, то, что когда-то было человеком — испытывает видения. Буддисты полагают, что эти видения иллюзорны, не имеют связи с реальностью и являются лишь проекциями ума.

Бардо становления длится около 49 дней и включает в себя два этапа. Видения первого этапа относятся к прошлой жизни: человек может увидеть дом, родных, места, в которых жил. На втором этапе умерший забывает о прошлой жизни и устремляется к будущему воплощению.

Тот, кому посчастливится родиться в следующей жизни человеком, в конце второго этапа видит своих родителей в любовном акте. Испытывающий в этот момент влечение к отцу, родится девочкой, и наоборот, испытывающий влечение к матери и отвращение к отцу, родится мальчиком.

После того, как заканчивается бардо становления, начинается новый этап — бардо созревания. И дальше по кругу, перерождение за перерождением. Такова сансара.

Бардо в книгах, восточных и западных

«Бардо Тхёдол». Главная книга о переходных состояниях это, без сомнения, «Бардо Тхёдол», или «Тибетская книга мёртвых». Она представляет собой собрание наставлений, которые буддисты читают умирающим и только что умершим, чтобы помочь им пройти посмертный путь. При благоприятной ситуации чтение наставлений может помочь умершему освободиться от страданий и обрести просветление.

Википедия о Тибетской книге мёртвых



Бардо Тхёдол. Тибетская книга мёртвых
Издательство АСТ, 2019 г.
В западной культуре последних лет бардо нередко осмысливается в художественной литературе. Вот пара примеров, с которыми столкнулся я в последние годы.
«Линкольн в бардо» Джорджа Сондерса. Разросшийся до масштабов романа рассказ об умершем сыне президента Линкольна.

По сюжету юный Линкольн попал в бардо — или чистилище, — где встретил множество неупокоенных душ. Мальчик произвёл среди обитателей чистилища фурор. Неупокоенные — у каждого свой голос и своя история — никак не хотели признать факт собственной смерти. Им казалось, что они живы, но «хворают». Все они цеплялись за мальчика и надеялись, что он однажды вернется в мир живых. А значит, и им туда дорога.

Издав «Линкольн», преподаватель из США, никогда прежде не писавший романов, только рассказы и повести, Сондерс получил в 2017 году Букера и стал мировой звездой современной литературы.

«Линкольн в бардо» на ЛитРесе

Джордж Сондерс. Линкольн в бардо
Издательство Эксмо, 2018 г.
«Бардо иль не Бардо» Антуана Володина. Антуан Володин — загадочный французский писатель-эксцентрик, переводчик с русского. Основатель и, возможно, единственный реальный представитель литературного направления под названием «постэкзотизм». Остальные представители очевидно являются псевдонимами и альтер эго основателя. На русском помимо самого Володина (кстати, это тоже псевдоним) опубликован также постэкзотист Лутц Бассман.

Корни эстетики Володина уходят в буддизм, шаманизм, революцию и коммунистическую идеологию. На этом своеобразном идейном коктейле замешаны вошедшие в книгу несколько сюрреалистических историй, основа сюжета которых — смерть одного из героев и сопутствующее ей чтение «Бардо Тхёдол».

Пересказывать канву историй или пытаться их объяснить особого смысла нет. Важно сказать, что они представляют собой попытку в литературной форме описать бардо умирания и бардо подлинной природы.

«Бардо иль не Бардо» в Подписных изданиях

Антуан Володин. Бардо иль не Бардо
ИД Ивана Лимбаха, 2017 г.